Консультация для родителей
«Приемы привлечения и удержания внимания детей»
Типичная родительская жалоба на школьные трудности
ребенка - это неудовлетворенность уровнем развития его внимания. Под вниманием
понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного
процесса у дошкольников. У детей пяти - семи лет преобладает непроизвольное
внимание. Оно имеет пассивный характер, навязывается ребенку извне, то есть
умело организовывается взрослыми.
В силу своих возрастных особенностей дошкольник не
может управлять вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений.
Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на
чем-то одном, в частой смене деятельности. Частота и длительность отвлечения
внимания дошкольников определяются, прежде всего, ресурсными возможностями
детского организма, но в то же время зависят и от характера деятельности.
Исследования показали, что более всего вызывает утомление ребенка словесная деятельность
(заучивание стихов, устное объяснение и пр.). По данным физиологов, чаще всего
дошкольники отвлекаются на эмоционально, а не информативно привлекательные
объекты. Отсюда становится очевидной первая
подсказка для родителей будущих первоклассников:
- Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в
дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг!
Вторая подсказка родителям, развивающим внимание своих малышей,
заключается в следующем:
- Возьмите на себя руководство вниманием ребенка,
вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны.
Придумывайте, находите новые, оригинальные средства организации детского
внимания. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно,
эмоционально, неожиданно.
Третья подсказка:
- Давая задание малышу, помните, что ваша инструкция
должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.
В основе сохранения внимания ребенка лежит возможность
сопротивления отвлекающим факторам. Отвлекать малыша могут внешние раздражители
и внутренние, такие как собственные эмоциональные состояния или посторонние
ассоциации. Ребенку нужно выработать механизм "борьбы с помехами".
Помощь родителей в этом случае может выражаться в виде речевых инструкций,
направленных на завершение основной деятельности. Искусство обучающего родителя
заключается, прежде всего, в оптимальном выборе задания, по трудности и размеру
соответствующего возможностям малыша.
Идеальный вариант представляет собой задание, для
выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал ребенка.
Такая ситуация стимулирует дальнейшее развитие дошкольника. Слова родителей,
тормозящие отвлечения детей на посторонние дела, не должны носить негативной
эмоциональной окраски. Если торпедировать ребенка фразами: "Не
отвлекайся!", "Не смотри по сторонам!", "Не трогай
машинки!", вряд ли малыш с удовольствием будет завершать задание. Более
удачным вариантом могут быть высказывания: "Давай закончим строчку", "Сейчас
закрасим шапочку и поиграем", "Посмотри, тебе осталось написать две
буквы!".
Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно
формируется произвольное внимание, которое предполагает тщательное выполнение
всякого задания, как интересного, так и неинтересного. Оно отличается активным
характером, требует от ребенка волевых усилий. Произвольное внимание
развивается по мере становления всех его отдельных свойств: объема,
концентрации, распределения, переключаемости, устойчивости. Уровень развития
произвольного внимания по совокупности всех своих характеристик (в том числе
объем внимания, его устойчивость, наличие внутреннего плана действий) во многом
определяет успешность обучения ребенка в школе.
Так, объем внимания влияет на овладение навыком счета,
концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму
нужно развитое распределение внимания. Устойчивость внимания дает возможность
ребенку последовательно познавать предметы внешнего мира, не соскальзывая на
посторонние связи, несущественные характеристики. Недостаточная устойчивость
внимания затрудняет внутреннюю психическую деятельность ребенка. Наличие
устойчивого внимания, направленного на внутреннюю психическую деятельность и
сосредоточенного на собственных образах, мыслях и их связях, является
необходимым условием формирования внутреннего плана действия.
Для родителей
важно знать, что уже в дошкольном детстве наблюдаются индивидуальные различия в
степени устойчивости внимания у разных детей. В тихой
и спокойной обстановке ребенок будет отвлекаться меньше, чем в комнате, где
работает телевизор или идет оживленный разговор. Сердитый или расстроенный
малыш менее способен к внимательной работе.
А потому четвертая
подсказка:
- Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при
выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии малыша и его
настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, по возможности
сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи,
ярких картинок и игрушек, движущихся объектов.
Концентрация внимания предполагает такую
сосредоточенность на своем деле, что все происходящее вокруг не замечается. Для
того чтобы у ребенка формировалось это свойство внимания, он должен обладать
достаточной степенью устойчивости внимания. Развитию концентрации внимания в дошкольном
детстве будет способствовать наличие у ребенка хобби, увлечения, дела, которое
ему особенно интересно. Сосредоточивая свое внимание на нем, малыш будет
приобретать опыт все более высокой степени концентрации внимания.
Пятая подсказка:
- Берегите внимание детей. Если ребенок занят, не
следует его отвлекать, давая новые задания.
Задание для родителей
Поиграйте с вашим малышом в игру "Три
пункта", которая стимулирует развитие у него объема внимания. Вы
предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не
двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания.
Затем вы говорите: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро
выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой
они звучали. Задания могут быть самые разные, например:
1. Самое простое задание:
- Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза; - Пункт
второй. Назови какую-нибудь мебель; - Пункт третий. Встань рядом с диваном.
Когда ребенок освоится с правилами игры, можно
предложить ему усложненный вариант.
Родителям важно помнить, что распределение внимания зависит от
физиологического и психологического состояния ребенка. При утомлении,
выполнении трудных заданий оно обычно снижается.
Педагог – психолог: Абдуллина Г.С.